-->
CqQRcNeHAv

Доклад о грехах или работа над собой?

Мы не раз обращались к теме покаяния на страницах нашей газеты. И вновь есть потребность в этом. Наряду с общими понятия­ми об исповеди, покаянии иногда возникают частные моменты, которые требуют пристального рассмотрения, чтобы продвигаться в осмыслении своего духовного состояния.

Разновидности масла

Когда у новоначального христианина еще нет опыта исповеди, он иногда прибегает к, возможно, где-то подслушанной фразе: «Всеми грехами грешен, батюшка». В принципе, священник понимает, что хочет сказать человек, но если оставить эту ситуацию без внимания, в следующий раз исповедь начнется с тех же слов, не соответствующих, мягко говоря, действительности.

При изобилии вариантов намерений и поступков, которые можно отнести ко греховным, человек должен ставить конкретную для себя задачу обозначить, назвать грех. Для чего? Для того чтобы видеть перед собой возникшую духовную проблему и сделать хотя бы попытку ее исправить. Начиная же исповедь словами «всеми грехами грешен», человек пытается, может быть подсознательно, самооправдаться. Самооправдание — грех. А начинать исповедь с греха, согласитесь, как-то некорректно.

Рассмотрим эту ситуацию подробнее.

— Всеми грехами грешен, батюшка! — и человек как бы отсекает для себя возможность и необходимость дальше называть грехи. «Я ведь все уже сказал, — думает исповедующийся, — признал себя грешником, что вам еще от меня надо?» Но это неправильно. Создается бессмысленная ситуация. Пришедший на исповедь грешник как бы говорит священнику, хорошо осведомленному о свойствах масла: «Батюшка, масло масляное».

И приходится священнику, чтобы не превращать таинство Исповеди в профанацию, задавать наводящие вопросы. «А какое масло: растительное или сливочное? Твердое или жидкое? Оливковое или подсолнечное? А может, топленое? А взорванный «Боинг» — твоя работа?» И тут человек начинает отнекиваться. «Ага, — радуется священник, — значит не всеми грехами грешен! Ну, давай конкретно».

Исповедующийся оказывается перед проблемой. Она заключается в том, чтобы правильно дать оценку и название своим поступкам. Если это делать с ответственностью, сразу открывается собственный неприглядный портрет, к чему человек еще не готов.

Мины замедленного действия

Еще раз напомню, мы говорим о новичках в Церкви. Потому что для поднаторевшего в исполнении «правильной» исповеди произнести: «Прости, Господи, я — вор, лжец, блудник (или прелюбодей), завистник, лентяй, сквернослов, растлитель и убийца» — не составляет порой особого труда. Но это тема отдельного разговора.

В новоначальном периоде очень важно научиться видеть в себе грех. Но и это не конечная цель. Видеть грех и продолжать с ним жить — состояние еще более опасное, нежели пребывание в неведении. Конечная цель — плоды покаяния. Как известно, грех — это ущербная добродетель. Всякому греху соответствует его антипод: жадность — это несовершенная щедрость, распутство — это ущербное воздержание, лень — противоположность трудолюбия и т. д. Освобождаясь от влас­ти греха, открывая его на исповеди, человек должен обязательно видеть направление пути к покаянию. Когда замечаешь в себе скупость, плодом покаяния может стать щедрая милостыня. При осознании себя блудником плодом покаяния может стать целомудренная жизнь. Но само по себе это не произойдет. Без молитвы и навыкания в посте, что является школой воздержания, без самоотвержения человек может остаться в самодовольном состоянии «великого грешника» без покаяния.

А грех имеет свою разновидность. Иногда человек, не греша действием, пребывает в заблуждении, что он не грешник. И этот самообман не менее опасен, чем грех нераскаянный. Есть так называемые «мины замедленного действия». Например, вирусы, которые присутствуют в организме человека до поры, хотя он даже не подозревает об этом. А рано или поздно вирус проявляется в форме острого заболевания. Так и в духовной сфере. Имея в себе вирус греха, человек пребывает в спокойствии, что ему не грозит опасность.

Рассмотрим на простом примере. По улице идут мама и ее дочь четырех-пяти лет. Мама образцовая: вышла замуж девицей, мужу верна, детей пятеро, в руках все спорится, хозяйка добрая. Дочка, как и все ее дети, послушная, домашний ребенок. И вот повстречались они с подвыпившим мужичком, присевшим на лавочку. Мысль у дочки: как же дядя устал. Мысль у мамы: нажрался, скотина. Дальше им навстречу идет девушка легкого поведения. «Какая красивая тетя!» — думает ребенок. «Ах, такая-растакая!» — думает мама. Почему разная реакция на одних и тех же людей? Да потому, что в дочке, в силу ее возраста, еще не отягченного жизненным опытом, нет знания о грехе пьянства или блуда, и она не видит этого в повстречавшихся ей на пути людях. Мама же, напротив, «не вчера родилась» и кое-что в жизни понимает. Но она не скажет о себе, что она пьяница или блудница. Ибо она «не такая». Таким образом, пребывая в заблуждении о своей праведности, она превозносится над другими, менее достойными, по ее мнению, людьми, может быть, осуждая. А в этом случае, как показывает духовный опыт многих, недалеко от того, чтобы самой впасть в грех, за который осудила ближнего. Как говорят, кто чем осуждает, тот тем и наказывается.

Вынесем из этого урок. Если мы считаем себя благочестивыми, но в других замечаем грех, значит потенциал того же самого греха, пусть еще не совершенного, мы носим в своем сердце.

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

http://nne.ru/doklad-o-grehah-ili-rabota-nad-soboj/

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий


Thanx: Mitsucar